EN RU
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ: РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО,
ТЕХПОДДЕРЖКА, РЕШЕНИЯ СОРМ «ПОД КЛЮЧ»
Москва+7 (499) 501-80-01
Санкт-Петербург+7 (812) 339-45-50
Главная » Статьи » Закон Яровой для операторов связи

Закон Яровой для операторов связи

07 апреля 2019 г.
Закон Яровой для операторов связи

6 июля 2016 года Правительством РФ был принят так называемый «Закон Яровой» ФЗ №374 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». 

Основная цель закона – «обеспечить реализацию дополнительных мер по защите гражданина и общества от терроризма», а также способствовать упреждению преступлений.

Согласно «закону Яровой» Операторы связи и Интернет-компании с 1 июля 2018 года обязуются хранить разного рода информацию, чтобы обеспечить к ней доступ со стороны правоохранительных органов.

Сам закон вступил в силу 20 июля 2016 года, но начало действия требования об обязательном хранении данных было отложено до июля 2018 года, чтобы операторы связи могли технически к этому подготовиться.

«Закон Яровой», по мнению Правительства РФ, важен и необходим в связи с тем, что хранение данных дает правоохранительным органам следующие возможности:

  • получение информацию о действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации
  • осуществление розыска лиц, подготавливающих или совершивших преступления;
  • пресечение и раскрытие преступлений

Для уточнения, какая все-таки информация будет храниться, 12 апреля 2018 года Правительством РФ было принято Постановление №445, где, в том числе, были утверждены Правила хранения операторами связи текстовых сообщений и записей разговоров абонентов телефонных сетей связи. Таким образом, в течение полугода должны храниться: переговоры и текстовые сообщения абонентов междугородной, международной, внутризоновой и местной телефонной связи, подвижной, радиотелефонной и спутниковой радиосвязи и т.д. Что касается переписки в соцсетях и мессенджерах, вложенных файлов и другой пользовательского контента, то эти данные должны храниться в полном объеме емкостью, равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями соответствующего оператора за 30 суток, предшествующих дате ввода в эксплуатацию систем хранения данных (далее – СХД). Емкость СХД должна увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Информация должна храниться в ЦОД (Центрах Обработки Данных) операторов связи или организаторов распространения информации, расположенных на территории РФ. Операторы и организаторы распространения информации отвечают и за сохранность данных, не допуская к ним несанкционированного доступа. Таким образом, «Закон Яровой» вынуждает операторов и интернет-компании значительно увеличить емкость своих ЦОД. Отметим, что в рамках исполнения «Закона Яровой» Президент подписал поручение правительства проработать вопрос производства в России оборудования и программного обеспечения для хранения информации.

Доступ к информации могут иметь только органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и обеспечение безопасности – МВД, ФСБ, Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), Федеральная таможенная служба (ФТС).

Осуществление доступа к информации возможно только на основании судебного решения и при наличии у правоохранительных органов оперативных данных:

  • о лицах, совершивших или готовящих, или о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. Например, это преступления, связанные с терроризмом, захват заложников и другие тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ

Ввиду отсутствия на данный момент сертифицированных технических средств накопления информации допускается установка (по согласованию с территориальными органами безопасности) технических средств накопления, декларируемых производителем в качестве соответствующих требованиям законодательства.

В настоящее время в целях изготовления (или модернизации установленных на узлах связи технических средств оперативно-розыскных мероприятий) и проведения работ по сертификации технических средств накопления информации, входящих в состав оборудования средств связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, подготовлены следующие нормативные правовые акты:

  • Приказ Минкомсвязи России от 26.02.2018 № 86  «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий»
  • Приказ Минкомсвязи России от 29.10.2018 №573 "Об утверждении Требований к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий" 

Данные Требования обязательны для применения Информационных систем (ИС) ОРМ, посредством которых и осуществляется сбор, накопление, хранение, поиск и предоставление уполномоченным органам информации, о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки, содержании

Для операторов связи наша компания разработала аппаратно-программный комплекс (далее – АПК) «Элком-НТ СОРМ/ИС» (ИС СОРМ-3), реализующий в полной мере все вышеперечисленные Правила и нормативные документы.

Разработанный нами АПК «Элком-НТ СОРМ/ИС» предназначен для сбора, обработки, хранения (накопления) и предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информации об абонентах, оказанных им услугах, биллинге на сетях телефонной связи операторов связи, а также статистику действий абонентов в сети передачи данных в режиме реального времени.

Ввиду отсутствия на данный момент сертифицированных технических средств накопления информации допускается установка (по согласованию с территориальными органами безопасности) технических средств накопления, декларируемых производителем в качестве соответствующих требованиям законодательства.

Наши компетенции в области исследований и разработок, комплексный проектный подход и накопленный опыт взаимодействия как с операторами связи, так и с уполномоченными органами позволяют грамотно и экономически спроектировать и интегрировать решения СОРМ на взаимоувязанных сетях связи РФ.

Перейти к списку статей